Информационный портал Региональной общественной организации «Эрзянское культурно-просветительное общество «Голос эрзи» (« Эрзянь вайгель») 
Сайт: goloserzi.ru

Предыстория. В 20-30-х годах прошлого века, когда в СССР происходило становление автономных республик, округов и районов, в некоторых крупных городах страны параллельно создавались национально-культурные общества (НКО) проживавших там представителей разных народов. В эти годы в Москве было учреждено НКО эрзи и мокши «Сыргозема» («Пробуждение»), в котором состояло свыше 100 тыс. человек (газета «Эрзянь правда» от 21.04.2011 г.).

В качестве своей первостепенной задачи общество ставило подъем культурного уровня членов эрзя-мокшанской диаспоры, их включение в полнокровную трудовую и общественную жизнь. В Москве издавалась газета «Якстере теште» («Красная звезда») – предшественница «Эрзянь правды». Общество «Сыргозема» имело собственный эрзя-мокшанский клуб, которым руководил Анатолий Павлович Рябов. Был организован хор, участники которого не только пели, но и ставили пьесы на эрзя и мокша языках. Руководил им выдающийся исполнитель Илларион Максимович Яушев.

В те годы в Москве функционировали две школы – семилетняя и десятилетняя, в которых обучение велось на эрзя и мокша языках.

В годы сталинских репрессий, после расстрела А.П. Рябова НКО «Сыргозема» распалось, прекратило свое существование.

Новейшее время. В 1989 году по инициативе и личными усилиями доктора филологических наук, профессора Федора Ивановича Сетина в Москве было создано новое НКО эрзи и мокши «Масторава» («Мать-земля»), объединившее наиболее видных представителей мордовской (эрзя и мокша) диаспоры города.

В общество вошли многие ученые, художники, скульпторы, военные, ИТР и служащие, предприниматели. Определенную материальную поддержку обществу оказывала Людмила Ивановна Щемерова – руководитель одноименной фирмы «Масторава».

На первых порах деятельность НКО «Масторава» отличалась слаженностью, активностью: проводились дискуссии на злободневные темы, встречи с интересными людьми, выступления популярных исполнителей и т.д.

Ф.И. Сетин пытался издавать общероссийскую газету «Кулят» («Вести»). На свои средства напечатал и разослал во многие эрзянские селения ее первый номер. Однако, начинание профессора поддержки не получило и первый номер оказался последним. Более того, на стыке двух тысячелетий в НКО наметились принципиальные разногласия между эрзей и мокшей относительно целесообразности сохранения единой для представителей обоих народов организации. Причиной послужила невозможность проводить мероприятия на одном из непонятных друг для друга языков, вследствие чего в разговоре приходилось переходить на русский язык. То есть НКО заведомо не могло выполнять одну из своих первостепенных задач, а именно – сохранение родных языков. 

Предлагалось, в частности, мероприятия проводить по секциям, отдельно для эрзи и для мокши. Однако, эта идея поддержки среди членов общества не нашла, и группа эрзян во главе с А.А. Маловым в конце концов провозгласила о создании НКО « Эрзянь ойме»  («Эрзянская душа»), официально зарегистрировано в мэрии г. Москва 1 декабря 2001 года, но уже под названием «Эрзянь вайгель» («Голос эрзи»).

После А.А. Малова «Эрзянь вайгель» последовательно возглавляли (избирались председателями Правления НКО) Мария Романовна Биушкина (по февраль 2002 г.), Сергей Дмитриевич Дмитриев (февраль 2002 г. – февраль 2008 г.), Анастасия Андреевна Агунькина (февраль 2008 г. – март 2011 г.). С марта 2011 года НКО «Эрзянь вайгель» возглавляет Евгений Евгеньевич Ледяйкин.

Надо отметить, что за последние годы несколько активизировалось участие в жизни эрзянского общества со стороны земляков, проживающих или временно находящихся в Подмосковье (Манино, Химки и т.д.).

Более подробную информацию о мероприятиях общества и его деятельности в целом можно найти в публикациях А Лежикова, в газетах «Эрзянь правда» ( до 2002 г.) и «Эрзянь мастор», издаваемых в столице Мордовии – городе Саранске.